Запуск речи у неговорящих детей — это комплексный подход, который состоит из различных методик и технологий, направленных на развитие коммуникативных способностей у детей с проблемами речи.
Содержание статьи:
- Основные этапы развития речи у детей
- Признаки проблем с речью у ребенка
- Зачем обращаться к специалисту за диагностикой
- Методики, которые используют для запуска речи
- Где учиться на специалиста по запуску речи у неговорящих детей?
Основные этапы развития речи у детей
Развитие речи у детей происходит поэтапно:
- Предречевой период (2-3 месяца)
Младенцы начинают проявлять свои коммуникативные способности, издавая звуки, крича и используя жесты и мимику.
- Период произношения звуков (6 месяцев)
Дети учатся произносить простые слоги («га», «ля», «на»), начинают повторять их («на-на-на»).
- Период односложных слов (12 месяцев)
Дети начинают произносить простые слова «мама», «дай», «нет» и понимают, когда им их говорят.
- Период двусложных слов и фраз (18-24 месяца)
Дети начинают говорить короткими фразами из двух слов: «дай мне», «мама, пить».
- Период грамматического развития (2-3 года)
Дети учатся формулировать свои мысли более сложными фразами и уже могут что-то рассказывать.
- Развитие словарного запаса и связной речи (после 3-4 лет)
Дети говорят еще более сложными предложениями, могут объяснить, что они хотят, а также рассказать историю.
Конечно, каждый ребенок индивидуален, поэтому перечисленные этапы являются только ориентиром для общего понимания того, как развивается речь у детей. Если родители замечают у ребенка признаки задержки речи, им стоит обратиться к специалисту, который окажет профессиональную помощь и поможет ребенку заговорить.
Признаки проблем с речью у ребенка
Для того, чтобы определить, нет ли у ребенка проблем с развитием речи, необходимо обратить внимание не только на соответствие его речи нормам, которые подходят его возрасту, но и на другие признаки:
- Важно наблюдать как маленький ребенок реагирует на звуки вокруг него. Кроме того, дети в возрасте 6-8 месяцев уже начинают улыбаться родителям и реагировать на их голоса, и если они этого не делают – это повод обратиться к специалисту.
- Важно обращать внимание на лепет ребенка – в возрасте 10 месяцев он уже должен начать это делать.
- Ребенок в возрасте 2 лет должен уже понимать вопросы, которые ему задают, и отвечать на них хотя бы небольшой фразой из пары слов.
- Если трехлетний ребенок почти не говорит и имеет очень ограниченный словарный запас (примерно 50 слов) – это признак того, что у него задержка развития речи.
- Стоит обращать внимание, как ребенок взаимодействует с другими людьми, нет ли у него трудностей в общении с окружающими.
Если у ребенка наблюдаются несколько из перечисленных признаков, рекомендуется обратиться за консультацией к логопеду или дефектологу. Специалисты смогут провести более детальное и профессиональное исследование и при необходимости предложить подходящие решения и поддержку для речевого развития ребенка.
Зачем обращаться к специалисту за диагностикой
Для решения проблем с речью у ребенка очень важно обратиться за диагностикой к специалисту. Почему важна диагностика неговорящего ребенка логопедом или дефектологом:
- Диагностика поможет определить причины, по которым ребенок испытывает трудности с речью.
- Опираясь на результаты диагностики, специалист оценит уровень развития ребенка и его особенности. Исходя из этого, специалист разработает специальную программу речевой терапии, которая будет адаптирована под потребности и возможности ребенка.
- Диагностирование позволит специалисту отследить прогресс во время проведения логопедических занятий для неговорящих детей, отмечать успехи ребенка и вносить необходимые изменения в программу, чтобы она была более эффективной и соответствовала потребностям ребенка.
- После диагностики специалист сможет назвать родителям причины задержки речевого развития у ребенка, дать советы и индивидуальные рекомендации о том, как родителям поддерживать и стимулировать развитие речи ребенка.
Методики, которые используют для запуска речи
Для неговорящего ребенка логопеды и дефектологи используют различные методики по стимуляции его речевого развития:
- Игровой подход – игры, которые побуждают ребенка к использованию слов или произношению звуков.
- Визуальные средства – применение карточек с картинками, кубиков или магнитных досок с буквами. Складывая из букв слова, дети лучше запоминают связь между звуками и образами.
- Моделирование речи – способ, когда ребенку повторяют фразы, которые произносит ребенок, и расширяют их. Например, если ребенок говорит «кукла», ему отвечают «Да, это красивая кукла Маша».
- Повторение и подражание – способ, когда ребенка просят повторять то, что произносят взрослые, чтобы он лучше запоминал связь между звуками и их значением.
- Использование жестов и мимики – способы коммуникации, которые помогают ребенку лучше выразить его мысли, особенно когда у него ограниченный словарный запас или неразвитая артикуляция.
- Артикуляционная гимнастика и дыхательные упражнения – они помогают детям улучшить их произношение, говорить более четко и понятно.
- Использование альтернативных и дополнительных средств коммуникации (АСК), различных специальных программ или приложений, которые помогают неговорящим детям объясняться с помощью символов, изображений или звуков.
Где учиться на специалиста по запуску речи у неговорящих детей?
➥ Если вас интересует профессия специалиста по запуску речи у неговорящих детей, вы хотите научиться диагностировать разные виды речевых нарушений и проводить коррекционную работу с неговорящими детьми, то вы можете пройти онлайн-курсы ВГАПС: